Дисциплина входит в вариативную часть цикла профессиональных дисциплин, учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование»

Цель- дать представление о методологии филологического и лингвистического анализа художественных произведений для овладения технологией проведения подобного анализа, основанного на понимании художественного текста как содержательно-формальной целостности, базирующейся на системе языковых средств.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

§создать у студентов чёткое представление о различных подходах к филологическому анализу художественных текстов: семиотическому, типологическому, философско-эстетическому, историческому, комплексному;

§рассмотреть актуальный понятийный аппарат,

§закрепить навыки и умения, полученные студентами при изучении основных содержательных положений теории литературы и лингвистического анализа;

§выявить особенности художественного текста;

§изучить эстетические возможности разных уровней языка;

§рассмотреть экстралингвистические и лингвистические факторы, влияющие на языковую оформленность текста;

§исследовать общие языковые особенности художественного текста и индивидуально-авторской специфики использования общенародного языка;

§рассмотреть художественную речь как объект исследовательской деятельности и освоить приемы комплексного анализа художественных текстов с учетом многообразия точек зрения;

§овладеть различными методиками анализа текстов художественных произведений;

§охарактеризовать методику работы с источниками разных типов;

§выработать у студентов лингвистическое чутье к выявлению новых явлений в невыделенных фрагментах художественных текстов, критическое отношение к характеристикам, имеющимся в лексикографических и учебных изданиях, стремление к формулированию собственной цельной позиции по конкретному лингвистическому факту, конкретному художественному тексту, специфике идиостиля поэта или писателя;

§создать ориентиры для самостоятельного осмысления ряда проблем филологического анализа текста, обозначенных в научных публикациях, в периодических изданиях, отраженных в учебных пособиях для вузов, школ.