Курс «Основы теории декоративно-прикладного искусства» является важной составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов изобразительного искусства.

Цель курса:

Овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, содержащими приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в области  декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности.     Освоение новых видов художественно-творческой деятельности; сформировать представление о видах декоративного искусства, определяемых художественной обработкой материалов, таких как текстиль, дерево и керамика; освоить средства, методы и способы художественной росписи ткани, ручного ткачества (гобелена), росписи по дереву, керамики; приобрести знания и умения составления декоративной композиции в представленных художественных техниках.

При освоении дисциплины особое место уделяется изучению народных традиций декоративно-прикладного искусства.

В процессе освоения дисциплины «Основы теории декоративно-прикладного искусства» ставятся следующие задачи:

- развитие интеграционных связей изобразительных знаний умений и навыков, получаемых в различных учебных дисциплинах;

- формирование представлений о росписи ткани, ручном ткачестве (гобелене), росписи  по дереву, керамике как видах декоративно-прикладного искусства;

- формирование представления о роли росписи ткани, ручном ткачестве (гобелене), росписи и резьбы по дереву, керамике в художественном оформлении предметов быта и элементов организации среды;

- формирование знания о видах и способах художественной обработке ткани, дерева и керамики;

- формирование умений выполнения различных видов росписи по ткани, ручному ткачеству, росписи по дереву, керамики;

- формирование умения составления декоративной композиции в представленных художественных техниках;

- формирование представления об организации обучения школьников представленным художественным техникам;

- формирование художественно-творческих потребностей и развитие творческой активности студентов как необходимой составляющей профессиональной подготовки.

Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Основы теории декоративно-прикладного искусства» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (Б.3)

Данная учебная дисциплина изучается студентами, начиная с третьего курса,  так как требует владения базовыми изобразительными знаниями, умениями и навыками: знания основ цветоведения, законов смешения красок, умения работать водорастворимыми красками; графических навыков. Данные знания, умения и навыки осваиваются студентами ранее на занятиях рисунком, живописью и композицией.

Все полученные при изучении данной дисциплины специальные знания, умения и навыки позволяют художнику-педагогу сформировать представление об организации процесса обучения данным видам декоративного искусства школьников на занятиях по изобразительному искусству или в системе дополнительного образования. Это, несомненно, расширяет возможности художественного образования и эстетического воспитания школьников.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

специальными компетенциями (СК):

 -    способен к пониманию природы и сущности искусства, его целей и задач в системе ценностной ориентации личности и общества (СК-1);

-  способен продемонстрировать знания  основных направлений пластических искусств, знать виды и жанры, историю художественной культуры (СК-2);

-   способен продемонстрировать понимание общей структуры профильных дисциплин, связей между их разделами, а также межпредметные связи (СК3);

-  готов к самостоятельному художественному творчеству в различных видах изобразительного и декоративного искусства, художественного проектирования (СК-4);

- владеет методическими основами преподавания профильных дисциплин, способен к их применению в педагогической деятельности (СК-5);

-  готов к продолжению своего образования по любому направлению специальной подготовки и в художественной педагогике (СК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- материалы, инструменты и технологию художественной обработки текстиля, дерева и керамики;

- технику безопасности при выполнении работ по росписи ткани, ручному ткачеству (гобелену), росписи и резьбы по дереву, керамике;

- особенности организации мастерской для обучения различным видам художественной обработке материалов;

- историю возникновения и развития росписи ткани, ручного ткачества, росписи и резьбы по дереву, керамике;

- специфику, приемы и способы декоративной композиции в представленных художественных техниках.

Уметь:

- выполнить образцы различных видов росписи по ткани, ручного ткачества, резьбы и росписи по дереву, керамике;

- декоративно перерабатывать объекты живой и неживой природы для дальнейшего использования их при создании декоративной композиции в представленных художественных техниках;

- выполнять эскизы композиции и проекты изделий с учетом специфики представленных художественных техник;

- выполнять декорирование объекта или изделие декоративно-прикладного искусства в техниках: роспись ткани, ручное ткачество (гобелен), роспись и резьба по дереву, керамика; 

- объяснить технологию выполнения работ по росписи ткани, ручному ткачеству (гобелену), росписи и резьбы по дереву, керамике.

Владеть:

- навыками выполнения образцов различных видов росписи  ткани, ручного ткачества (гобелена), росписи и резьбы по дереву, керамики с соблюдением особенностей технологии создания изделий декоративно-прикладного искусства;

- художественными    методами   декоративно-прикладного искусства   и   народных   промыслов; 

- способами создания декоративных композиций и изделий в различных техниках.