Курс «Основы теории декоративно-прикладного искусства» является важной составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов изобразительного искусства.

Цель курса:

Овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, содержащими приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в области  декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности.     Освоение новых видов художественно-творческой деятельности; сформировать представление о видах декоративного искусства, определяемых художественной обработкой материалов, таких как текстиль, дерево и керамика; освоить средства, методы и способы художественной росписи ткани, ручного ткачества (гобелена), росписи по дереву, керамики; приобрести знания и умения составления декоративной композиции в представленных художественных техниках.

При освоении дисциплины особое место уделяется изучению народных традиций декоративно-прикладного искусства.

В процессе освоения дисциплины «Основы теории декоративно-прикладного искусства» ставятся следующие задачи:

- развитие интеграционных связей изобразительных знаний умений и навыков, получаемых в различных учебных дисциплинах;

- формирование представлений о росписи ткани, ручном ткачестве (гобелене), росписи  по дереву, керамике как видах декоративно-прикладного искусства;

- формирование представления о роли росписи ткани, ручном ткачестве (гобелене), росписи и резьбы по дереву, керамике в художественном оформлении предметов быта и элементов организации среды;

- формирование знания о видах и способах художественной обработке ткани, дерева и керамики;

- формирование умений выполнения различных видов росписи по ткани, ручному ткачеству, росписи по дереву, керамики;

- формирование умения составления декоративной композиции в представленных художественных техниках;

- формирование представления об организации обучения школьников представленным художественным техникам;

- формирование художественно-творческих потребностей и развитие творческой активности студентов как необходимой составляющей профессиональной подготовки.

 Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Основы теории декоративно-прикладного искусства» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.11)

Данная учебная дисциплина изучается студентами, начиная с третьего курса,  так как требует владения базовыми изобразительными знаниями, умениями и навыками: знания основ цветоведения, законов смешения красок, умения работать водорастворимыми красками; графических навыков. Данные знания, умения и навыки осваиваются студентами ранее на занятиях рисунком, живописью и композицией.

Все полученные при изучении данной дисциплины специальные знания, умения и навыки позволяют художнику-педагогу сформировать представление об организации процесса обучения данным видам декоративного искусства школьников на занятиях по изобразительному искусству или в системе дополнительного образования. Это, несомненно, расширяет возможности художественного образования и эстетического воспитания школьников.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

 - способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

 - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  - способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

            - готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

       -способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6);

       - готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

            -готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  - владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

  - готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

  - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  - готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

  - способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Выпускник по направлению подготовки  050100 «Педагогическое образование»

Профиля Изобразительное искусство с квалификацией (степенью) - «Бакалавр» должен обладать следующими  профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

  - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  - владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  - владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

  - способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

  - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  - способен организвывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности:

  - способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

  - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  - способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

  - способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

специальными компетенциями (СК):

 -    способен к пониманию природы и сущности искусства, его целей и задач в системе ценностной ориентации личности и общества (СК-1);

-  способен продемонстрировать знания  основных направлений пластических искусств, знать виды и жанры, историю художественной культуры (СК-2);

-   способен продемонстрировать понимание общей структуры профильных дисциплин, связей между их разделами, а также межпредметные связи (СК-3);

-  готов к самостоятельному художественному творчеству в различных видах изобразительного и декоративного искусства, художественного проектирования (СК-4);

- владеет методическими основами преподавания профильных дисциплин, способен к их применению в педагогической деятельности (СК-5);

-  готов к продолжению своего образования по любому направлению специальной подготовки и в художественной педагогике (СК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- материалы, инструменты и технологию художественной обработки текстиля, дерева и керамики;

- технику безопасности при выполнении работ по росписи ткани, ручному ткачеству (гобелену), росписи и резьбы по дереву, керамике;

- особенности организации мастерской для обучения различным видам художественной обработке материалов;

- историю возникновения и развития росписи ткани, ручного ткачества, росписи и резьбы по дереву, керамике;

- специфику, приемы и способы декоративной композиции в представленных художественных техниках.

Уметь:

- выполнить образцы различных видов росписи по ткани, ручного ткачества, резьбы и росписи по дереву, керамике;

- декоративно перерабатывать объекты живой и неживой природы для дальнейшего использования их при создании декоративной композиции в представленных художественных техниках;

- выполнять эскизы композиции и проекты изделий с учетом специфики представленных художественных техник;

- выполнять декорирование объекта или изделие декоративно-прикладного искусства в техниках: роспись ткани, ручное ткачество (гобелен), роспись и резьба по дереву, керамика; 

- объяснить технологию выполнения работ по росписи ткани, ручному ткачеству (гобелену), росписи и резьбы по дереву, керамике.

Владеть:

- навыками выполнения образцов различных видов росписи  ткани, ручного ткачества (гобелена), росписи и резьбы по дереву, керамики с соблюдением особенностей технологии создания изделий декоративно-прикладного искусства;

- художественными    методами   декоративно-прикладного искусства   и   народных   промыслов; 

- способами создания декоративных композиций и изделий в различных техниках.