Цели и задачи освоения дисциплины: «Медико-биологические проблемы дефектологии» – формирование у студентов комплексной интегральной системы знаний о закономерностях роста и развития ребёнка на всех этапах возрастного развития и влияния на эти процессы всего комплекса социокультурных условий обучения и воспитания.

Задачи изучения дисциплины: исследовать и анализировать закономерности функционирования организма ребенка в онтогенезе; распознавать различные отклонения в развитии, определять признаки оптимального или субоптимального развития с целью оптимизации образовательного процесса; изучить особенности функционирования нервной и сенсорных систем у лиц с ОВЗ; освоить методы профилактики и коррекции наиболее часто встречающихся нарушений; определять роль и значение педагога в рациональной и эффективной организации коррекционно-развивающего процесса.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: Курс «Медико-биологические проблемы дефектологии» относится к базовой части Профессионального цикла  дисциплин.

Для освоения дисциплины «Медико-биологические проблемы дефектологии» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является базой для последующих дисциплин «Невропатология», «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений» и «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» по  программе бакалавриата. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для углубления, расширения знаний по дисциплинам профессионального цикла, прохождения практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-        способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК - 5);

-        способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ПК-1);

-        готовностью к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК - 2);

-        способностью осуществлять взаимодействие с работниками органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителями общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ (ПК - 6);

В результате изучения студент должен:

Знать:

-        принцип целостности организма, критерии определения биологического возраста;

-        особенности морфофункционального развития лиц с ОВЗ;

-        основные гигиенические требования и основы здорового образа жизни при организации учебно-воспитательного процесса лиц с ОВЗ.

-        роль критических периодов  развития в этиологии, течении и исходах психических расстройств; 

-        понятие и сущность реабилитации;

-        клинические проявления  психических расстройств и механизмы их компенсации

Уметь:

-        проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий процесс с учетом медико-биологических характеристик ребенка с ОВЗ;

-        проводить обследование лиц с ОВЗ;

-        дифференцировать отдельные виды патологии нервной системы;

-        использовать  знания в области психопатологии при разработке индивидуальных личностно-ориентированных коррекционно-развивающих программ в своей практической работе;

-        эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников;

Владеть

-        методами комплексной диагностики функциональных состояний ребенка и отклонений;

-        приемами моделирования содержания, форм и технологий коррекционно-развивающего процесса с учетом медико-биологических показателей  ребенка;

-        навыками профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-        навыками работы  в медико-психолого-педагогических комиссиях и консультациях;

-        навыками учета медицинских рекомендаций при разработке программы психолого-педагогической работы с ребенком.

-        методами педагогической  коррекции  нервно-психических расстройств   у детей и подростков;

АННОТАЦИЯ
образовательной программы учебной дисциплины
 «Язык и когнитивное развитие»

Направление подготовки:
44.00.03. Специальное (дефектологическое) образование

 

Профили подготовки:


Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения.
Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями.
Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в системе образования.
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины «Язык и когнитивное развитие» является ознакомление студентов с научно-теоретическими основами языкового и когнитивного развития ребенка, а также системой работы по формированию речемыслительной деятельности у детей с недоразвитием речи различного генеза.

Задачи:
• Формирование у студентов научных представлений о языке как формы существования сознания, обобщенного отражения действительности и орудия мышления;
• Формирование у студентов профессионального мировоззрения на проблемы языкового и когнитивного развития детей с различными отклонениями в развитии;
• Формирование у студентов практических навыков диагностической, коррекционной и консультативной работы, направленной на формирование у детей с системными нарушениями речи коммуникативной компетенции как основы их успешной социализации;
• Формирование у студентов практических навыков оказания дифференцированной логопедической помощи, направленной на формирование речемыслительной деятельности у детей с различными формами аномального развития
• Ознакомление студентов с системой государственной помощи детям с нарушениями речи, основными тенденциями, направлениями, организационными формами и методами комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности при вербальной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Язык и когнитивное развитие ребенка» относится к дисциплинам Модуля 1 "Теоретико-методологические основы специального образования" базовой части (Б.2).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области (ОПК-2);
- готовность к проектированию и осуществлению образовательно-коррекционной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий (ПК-1);
- способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ (ПК-2);
- готовность к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения (ПК-5).

В результате изучения дисциплины магистрант должен:
знать:

• основные понятия категориального аппарата таких учебных дисциплин, как языкознание, психолингвистика, когнитивная психология, лингводидактика;
• закономерности усвоения языка и формирования ремыслительной деятельности у ребенка дошкольного возраста в условиях онто- и дизонтогенеза;
• принципы обучения родному языку и развития (коррекции) речи детей различных возрастных категорий;
• современные подходы к осуществлению диагностики и коррекции речемыслительной деятельности детей с недоразвитием речи различного генеза, принципы составления логопедического заключения;
• модели педагогической работы по обучению языку и развитию речи детей дошкольного возраста, имеющих различные формы речевой патологии при различных аномалиях развития;
• содержание логопедической работы с детьми различных возрастных групп, имеющих и различными видами нарушений речи.

уметь:
• определять уровень речевого развития ребенка дошкольного возраста, выявлять речевую патологию, грамотно анализировать и интерпретировать полученные в ходе диагностики результаты;
• проводить дифференциальную диагностику речи детей дошкольного возраста при различных аномалиях развития;
• грамотно вести и оформлять речевую документацию;
• составлять перспективное и поурочное планирование логопедической работы в зависимости от конкретных условий осуществления педагогической деятельности;
• определять и структурировать содержание логопедической работы в зависимости от конкретных условий ее проведения.

владеть:
• навыками анализа проявления речевых расстройств, профессиональной документации;
• навыками анализа конспектов фронтальных и индивидуальных логопедических занятий;
• навыками анализа литературных источников по проблеме обучения языку и развития (коррекции) речи детей дошкольного возраста.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные  единицы (72 часа).

5. Основные разделы дисциплины:
1. Вопросы теории и методологии учебной дисциплины «Язык и когнитивное развитие».
2. Онто- и дизонтогенезгенез формирования речемыслительной деятельности.
3. Диагностика речемыслительной деятельности.
4. Формирование речемыслительной деятельности у детей с недоразвитием речи.