Аннотация рабочей программы дисциплины

«История и теория инклюзивного образования»

1. Цели и задачи освоения дисциплины: вооружение студентов необходимыми знаниями в области истории и теории инклюзивного образования и подготовка к осуществлению психолого- и социально-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях интеграции.

Основными задачами курса являются:

- формирование у студентов теоретических знаний о развитии идеи совместного обучения детей с нормальным и отклоняющимся развитием в России и за рубежом, а также задачах и содержании психолого-и социально-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями;

- развитие практических умений, необходимых для оказания коррекционно-педагогической помощи человеку с особыми образовательными потребностями в условиях интеграции;

- развитие личностных качеств, значимых для педагогической деятельности (эмпатии, толерантности, ответственности, самостоятельности, формирование адекватных форм взаимодействия с ребенком (взрослым) с особыми образовательными потребностями и др.).

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина относится к вариативной части Цикл профессиональных дисциплин (М.2.5).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

‒                    способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);

‒                    способностью ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять,  каким образом  следует искать средства их решения (ОП-3);

‒                    способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК - 1);

‒                    способностью создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК - 4);

‒                    способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

‒                    способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23);

‒                    формировать толерантное отношение к лицам с отклонениями в развитии со стороны нормально развивающихся сверстников (СК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

‒                    правовые основы интегрированного образования;

‒                    особые образовательные потребности человека с нарушением в развитии и  содержание коррекционно-педагогической деятельности с ним в условиях общеобразовательного учреждения;

‒                    современную систему специальных образовательных услуг и формы организации специального образования;

‒                    организацию воспитания и обучения лиц с отклонениями в развитии в условиях  интеграции в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования, учреждениях начального и среднего профессионального образования;

‒                    цель, задачи и содержание психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях  интеграции;

‒                    формирование коллектива в условиях интегрированного обучения;

‒                    организацию досуговой деятельности и социального включения лиц с нарушениями развития в коллектив, а также в широкую социальную среду.

уметь:

‒                     изучать и анализировать проблемы, условия,  возможности социальной интеграции лиц с особыми образовательными потребностями;

‒                     разрабатывать и реализовывать программы включения лиц с нарушениями в развитии в систему общественных отношений;

‒                     выполнять посреднические функции между лицами с нарушениями в развитии и социальными службами;

‒                     организовать и координировать деятельность разных специалистов и служб, оказывающих помощь человеку с нарушением развития и его семье;

‒                     информировать родителей о вариативности образовательных услуг, знакомить  с программами, методами и приемами обучения ребенка разным видам деятельности;

‒                    выступать посредником между ребенком (взрослым) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных служб, ведомств и административных органов.

‒                    способность оказывать влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости, а также помощь семьям в профориентации и трудоустройстве выпускников;

‒                    формировать конструктивное взаимодействие человека с отклонениями в развитии с членами коллектива;

оказывать лицам с отклонениями в развитии психолого-педагогическую поддержку, формировать атмосферу защищенности и принятия;

владеть:

‒                    навыками формирования толерантного отношения к лицам с отклонениями в развитии со стороны нормально развивающихся сверстников.

‒                    навыками по реализации программы включения лиц с нарушениями в развитии в систему общественных отношений;

‒                    навыками консультирования родителей и педагогических работников по  вопросам, касающимся трудностей в обучении  ребенка;

‒                    способностью к  выбору оптимального варианта работы с семьей;

‒                    навыками проведения подготовительной работы перед включением ребенка  в дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа по месту жительства с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

5. Основные разделы дисциплины:

1 Инклюзия как форма специального образования

1.1 История развития инклюзивного образования

1.2 Зарубежный опыт интегрированного образования

1.3 Развитие интеграционных процессов в России

1.4 Модели интегрированного обучения и воспитания детей  с особыми образовательными потребностями

2 Организация инклюзивного обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями

2.1 Функции общеобразовательного учреждения, осуществляющего инклюзию детей с ограниченными возможностями здоровья, материально-техническое и программно-методическое обеспечение инклюзии.

2.2 Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями развития в рамках единого образовательного пространства

2.3 Профессиональная компетентность педагога, работающего в условиях интегрированного обучения

2.4 Педагогическая работа с семьей интегрированного ребенка

2.5 Особенности реализации инклюзивного образования в дошкольных, школьных и послешкольных учреждениях

2.6  Специальные психолого-педагогические условия обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

2.7 Формирование детского коллектива в условиях интегрированного обучения

Аннотация рабочей программы дисциплины

«Организационно-методические аспекты деятельности дефектолога в условиях инклюзивного образования»

1. Цели и задачи освоения дисциплины: создание практико-ориентированных условий для формирования целостного представления о современной системе деятельности учителя-дефектолога, вариативности моделей деятельности в дошкольном, школьном образовательном учреждениях, тенденциях оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной среды.

В рамках курса важное значение уделяется развитию аналитических способностей студентов, их презентационной и социально-коммуникативной компетенций, пробуждению практического интереса к вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, освоению практических методов и приемов деятельности учителя-дефектолога, которые позволят выпускникам в будущем эффективно осуществлять коррекционно-педагогическую, управляющую  деятельность  с целью дальнейшей профилизации на рынке труда.

Задачи дисциплины:

-                   закрепление  теоретических знаний в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве;

-                   овладение практическими умениями и навыками организации процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, навыками работы с документацией;

-                   освоение вариативности стратегий, моделей организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве;

-                   формирование профессиональных личностных умений, качеств (толерантность, доброжелательность, умение строить взаимодействие со всеми субъектами профессиональной среды);

-                   воспитание у студентов устойчивого интереса к педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина относится к вариативной части Цикл профессиональных дисциплин (М.2.10).

Дисциплина специальный семинар "Организационно-методические аспекты деятельности дефектолога в условиях инклюзивного образования" включена в основной ряд дисциплин, изучается после освоения ряда дисциплин «Педагогические системы образования школьников с нарушениями развития», спецсеминаров "Социально-правовые основы инклюзивного образования", "Стратегия и тактики внедрения модели психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательные учреждения: разбор конкретных случаев практики специалистов учреждения" и входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин ОП магистратуры.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Педагогические системы образования дошкольников с нарушениями развития», «Педагогические системы образования школьников с нарушениями развития» а также курсов по выбору, проведения научно-исследовательской работы, прохождения производственной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

‒                    способностью создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК - 4);

‒                    способностью проектирования, апробации и внедрения психолого-педагогических технологий выявления отклонений в развитии (ПК-8);

‒                    способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК- 9);

‒                    готовностью к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования (ПК-14);

‒                    способностью организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20);

‒                    способностью руководить педагогическим коллективом в целях определения и реализации стратегии коррекционно-развивающего воздействия (ПК-22);

‒                    способность разрабатывать и реализовывать программы включения лиц с нарушениями в развитии в систему общественных отношений (СК-1);

‒                    готовность информировать родителей о вариативности образовательных услуг, знакомить  с программами, методами и приемами обучения ребенка разным видам деятельности (СК-2);

‒                    формировать конструктивное взаимодействие человека с отклонениями в развитии с членами коллектива (СК-5);

‒                    оказывать лицам с отклонениями в развитии психолого-педагогическую поддержку, формировать атмосферу защищенности и принятия (СК-6);

‒                    формировать толерантное отношение к лицам с отклонениями в развитии со стороны нормально развивающихся сверстников (СК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-                   знать и понимать вариативность форм оказания образовательных услуг;

-                   основные понятия категориального аппарата деятельности учителя-дефектолога;

-                   различные модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;

уметь:

-                   проводить коррекционно-развивающую программу определять эффективность оказания образовательной услуги ребенку с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;

-                   определять стратегию (индивидуально-диагностическая программа) психолого-педагогического изучения ребенка;

-                   определять уровень развития ребенка с ОВЗ;

-                   анализировать психолого-педагогическую документацию

владеть:

-                   коммуникативными умениями;

-                   способами взаимодействия со специалистами, субъектами образовательного процесса;

-                   функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате реферата, экспертного заключения.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

5. Основные разделы дисциплины:

Введение.

Раздел I Организационно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога в образовательном учреждении.

Раздел II Направления деятельности учителя-дефектолога.

Аннотация рабочей программы дисциплины

«Педагогические системы образования дошкольников с нарушениями развития»

1. Цели и задачи освоения дисциплины: подготовка магистров к коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития в условиях инклюзивного образования, в ходе индивидуальной и групповой работы, постановке коррекционно-развивающих задач в учебном процессе и системной их реализации.

Основными задачами курса являются:

‒                    Познакомить магистров с теоретическими основами, принципами, методами и приемами воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями развития в условиях инклюзивного образования;

‒                    Познакомить магистров с организацией коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей в инклюзивных группах ДОУ;

‒                    Сформировать  у магистров практические умения в области воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

‒                    Развивать у магистров профессионально-личностные качества, значимые для педагогической деятельности (ответственности, самостоятельности, целеустремленности и др.).

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина относится к вариативной части Цикл профессиональных дисциплин (М.2.6).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

‒                    способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК - 1);

‒                    способностью проектировать коррекционно-образовательное  пространство, в том числе в инклюзивных формах (ПК - 3);

‒                    способностью создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК - 4);

‒                    готовностью к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования (ПК-14);

‒                    готовностью к использованию актуальных научно обоснованных педагогических технологий (ПК-17);

‒                    готовностью к мониторингу и прогнозированию учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения (ПК-18);

‒                    способностью организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20);

‒                    готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ПК-21);

‒                    способность разрабатывать и реализовывать программы включения лиц с нарушениями в развитии в систему общественных отношений (СК-1);

‒                    готовность проводить подготовительную работу перед включением ребенка  в дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа по месту жительства с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей (СК-3);

‒                    формировать конструктивное взаимодействие человека с отклонениями в развитии с членами коллектива (СК-5);

‒                    оказывать лицам с отклонениями в развитии психолого-педагогическую поддержку, формировать атмосферу защищенности и принятия (СК-6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

‒                    психолого-педагогическую терминологию;

‒                    систему помощи дошкольникам с отклонениями в развитии в нашей стране;

‒                    цели, задачи, содержание и методы коррекционно-образовательного процесса дошкольников с отклонениями в развитии;

‒                    психологические особенности детей с отклонениями в развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте;

‒                    особенности  формирования различных видов деятельности у детей с отклонениями в развитии;

‒                    особенности  организации коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии;

‒                    цели и задачи сенсорного развития дошкольников с нарушениями развития;

‒                    цели и задачи социального развития дошкольников с нарушениями развития;

‒                    цели и задачи развития  игровой деятельности  дошкольников с нарушениями развития;

‒                    цели и задачи познавательного развития дошкольников с нарушениями развития;

‒                    основные направления физического развития дошкольников с нарушениями развития;

‒                    основные направления эстетического развития дошкольников с нарушениями развития.

уметь: 

‒                    работать с методиками при педагогическом изучении дошкольников с нарушениями развития  и интерпретировать результаты обследования;

‒                    составлять индивидуальную коррекционно-развивающую программу;

‒                    анализировать программы для  дошкольных учреждений различного типа;

‒                    подбирать содержание, методы и приемы, средства обучения, формы работы в зависимости от цели занятия с учетом индивидуально-дифференцированного подхода;

‒                    ставить и разрабатывать научные проблемы в области  воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями развития.

 владеть: 

‒                    методами педагогической диагностики дошкольников с нарушениями  развития;

‒                     технологиями воспитания и обучения дошкольников с нарушениями развития;

‒                    технологиями взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с нарушениями развития.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

5. Основные разделы дисциплины:

1 Общие вопросы курса «Педагогические системы образования дошкольников с нарушениями развития»

1.1 Предмет и задачи курса «Педагогические системы образования дошкольников с нарушениями развития». Теоретические положения и принципы построения коррекционно-педагогического процесса с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития. Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития.

1.2 Система  дошкольных учреждений для детей с нарушениями развития. Положение об организации инклюзивной группы государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования. Общая характеристика контингента дошкольных учреждений для детей с нарушениями развития.

1.3 Предметно-развивающая среда, материально-технические условия обучения и воспитания дошкольников с нарушениями развития.

2 Частные  вопросы  образования дошкольников с нарушениями развития

2.1 Сенсорное развитие дошкольников с нарушениями развития.

2.2 Социальное развитие дошкольников с нарушениями развития.

2.3 Развитие  игровой деятельности  дошкольников с нарушениями развития.

2.4 Познавательное развитие дошкольников с нарушениями развития.

2.5 Физическое развитие дошкольников с нарушениями развития.

2.6 Эстетическое развитие дошкольников с нарушениями развития.

Аннотация рабочей программы дисциплины

«Педагогические системы образования школьников с нарушениями развития»

1. Цели и задачи освоения дисциплины: вооружение студентов необходимыми знаниями в области педагогических систем образования школьников с нарушениями развития и подготовка к организации коррекционно-развивающего учебного процесса в условиях интеграции.

Основными задачами курса являются:

- формирование у студентов теоретических знаний об особенностях организации учебного процесса в интегративном классе, об особенностях методических систем обучения математике, русскому языку, естествознанию учащихся с особыми образовательными потребностями;

- развитие практических умений, необходимых для осуществления коррекционно-педагогического образовательного процесса в условиях интеграции;

- развитие личностных качеств, значимых для педагогической деятельности (эмпатии, толерантности, ответственности, самостоятельности, формирование адекватных форм взаимодействия с ребенком (взрослым) с особыми образовательными потребностями и др.).

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина относится к вариативной части Цикл профессиональных дисциплин (М.2.7.).

Рассматриваемая дисциплина тесно связана с такими учебными курсами как «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Проблемы теории и методологии специального образования в психолого-педагогическом наследии».

Преподавание курса осуществляется на основе междисциплинарных связей с дисциплинами медицинского блока, общей педагогикой, специальной педагогикой, специальной психологией, социологией.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

‒                    способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК - 1);

‒                    способностью проектировать коррекционно-образовательное  пространство, в том числе в инклюзивных формах (ПК - 3);

‒                    способностью создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК - 4);

‒                    готовностью к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования (ПК-14);

‒                    готовностью к использованию актуальных научно обоснованных педагогических технологий (ПК-17);

‒                    готовностью к мониторингу и прогнозированию учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения (ПК-18);

‒                    способностью организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20);

‒                    готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ПК-21);

‒                    способность разрабатывать и реализовывать программы включения лиц с нарушениями в развитии в систему общественных отношений (СК-1);

‒                    готовность информировать родителей о вариативности образовательных услуг, знакомить  с программами, методами и приемами обучения ребенка разным видам деятельности (СК-2);

‒                    готовность проводить подготовительную работу перед включением ребенка  в дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа по месту жительства с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей (СК-3);

‒                    способность оказывать влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости, а также помощь семьям в профориентации и трудоустройстве выпускников (СК-4);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

‒                    формы организации образовательного процесса в инклюзивной школе;

‒                    специфику организации учебного процесса в интегративном классе, в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки («Гибкие» классы);

‒                    дидактические принципы интегрированное обучения;

‒                    содержание образовательной, воспитательной, коррекционно-развивающей функций обучения учащихся с ОВЗ;

‒                    особенности построения учебных планов и программ для специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждений;

‒                    особенности урока в инклюзивном классе. Структура урока при внутренней дифференциации;

‒                    современные тенденции в образовании детей с ОВЗ – стандарты специального образования (проект СФГОС);

‒                    требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ (компетенции: предметные, метапредметные, личностные, жизненные);

‒                    содержание и построение курса математики в интегративном классе;

‒                    специфику методики преподавания математики учащимся с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе;

‒                    содержание и построение курса русского языка в интегративном классе (методику обучения грамоте, чтению, развития речи);

‒                    специфику методики преподавания русского языка учащимся с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе;

‒                    содержание и построение курса естествознания в интегративном классе;

‒                    специфику методики преподавания естествознания в начальной школе учащимся с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе.

‒                    существующие программы и учебники по математике, русскому языку и литературному чтению для начальной школы для учащихся интегративного класса;

‒                    связи методики обучения математики, русскому языку, естествознания с другими дисциплинами;

‒                    базовые понятиями данных курса;

‒                    требования к умениям и навыкам учащихся начальной школы.

уметь:

‒                    ориентироваться в актуальных проблемах методики преподавания математики, русского языка, естествознания школьникам с особыми образовательными потребностями;

‒                    ставить цели и задачи для учащихся в процессе обучения математики, русскому языку, литературному чтению, естествознанию;

‒                    планировать и конструировать свою коррекционно-педагогическую деятельность;

‒                    прогнозировать и анализировать результаты своей работы и работы учащихся;

‒                    использовать весь комплекс учебно-методических средств.

владеть:

‒                    навыками составления индивидуальной программы обучения по математике детей с ОВЗ.

‒                    навыками составления конспектов уроков по математике в инклюзивном классе.

‒                    навыками подбора средств наглядности как для всего класса, так и для учащихся с ОВЗ, имеющих разные отклонения в развитии.

‒                    навыками распределения обязанностей между учителем и тьютором и дефектологом.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часа).

5. Основные разделы дисциплины:

  1. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса в инклюзивной школе
  2. Методические системы обучения математике школьников с нарушениями развития
  3. Методические системы обучения русскому языку и чтению школьников с нарушениями развития
  4. Методические системы обучения естествознанию школьников с нарушениями развития

Аннотация рабочей программы дисциплины

«Психолого-педагогическое консультирование семьи, имеющей ребенка с нарушениями в развитии »

1. Цели и задачи освоения дисциплины: ознакомление студентов с сущностью, задачами и методами психолого-педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии; основными подходами консультирования, сложившимися в отечественной и зарубежной психологии и педагогики; освоение определенных видов и способов деятельности, необходимых для изучения и коррекции внутрисемейных отношений; развитие личных профессиональных качеств психолога-консультанта.

Задачи дисциплины:

–                   ознакомление студентов с теоретическими основами психолого-педагогического консультирования;  формами и методами психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии; со структурой основных понятий, используемых в психолого-педагогическом консультировании семьи;

–                   формирование умений использования полученных знаний и представлений для разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучения и воспитания детей с нарушениями развития; навыков психолого-педагогического консультирования;

–                   ориентирование студентов на комплексную образовательно-воспитательную работу с детьми, с целью адаптации и интеграции детей с нарушениями развития, основанную на психолого-педагогическом консультировании;

–                   углубление у студентов представлений об особенностях детей с нарушениями развития.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина относится к курсам по выбору  Цикл профессиональных дисциплин (М.2.11.).

При изучении данного курса студенты опираются на знания и умения, приобретенные в области смежных дисциплин медицинского, психологического, педагогического циклов, изучаемых ранее, а также: «Медико-биологические проблемы дефектологии», «Педагогические системы образования дошкольников (школьников) с нарушениями развития».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для углубления, расширения знаний по дисциплинам профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

‒                    готовностью к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК - 2);

‒                    способностью моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготавливать их к сознательному выбору профессии (ПК - 5);

‒                    способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК- 9);

‒                    готовность информировать родителей о вариативности образовательных услуг, знакомить  с программами, методами и приемами обучения ребенка разным видам деятельности (СК-2);

‒                    способность оказывать влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости, а также помощь семьям в профориентации и трудоустройстве выпускников (СК-4);

‒                    оказывать лицам с отклонениями в развитии психолого-педагогическую поддержку, формировать атмосферу защищенности и принятия (СК-6);

‒                    формировать толерантное отношение к лицам с отклонениями в развитии со стороны нормально развивающихся сверстников (СК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

–           закономерности функционирования и развития семьи как системы; модели семьи, ее функции, структуру, динамику;

–           основные этапы психолого-педагогического консультирования семьи;

–           психолого-педагогические модели детско-родительских  отношений;

–           психофизические особенности детей с нарушениями развития,

–           алгоритм построения индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания,

–           роль семьи в развитии личности ребенка на различных возрастных этапах;

–           социально-педагогические аспекты воспитания ребенка в семье; стили, методы воспитания в семье;

–           формы, задачи и направления оказания психолого-педагогической помощи семье.

уметь:

–           определять основные задачи, методы и приемы работы с детьми с нарушениями развития и отражать их в индивидуальной коррекционной программе,

–           разрабатывать план, фрагмент и конспект коррекционно-педагогического занятия, с учетом включения в него родителей,

–           составлять индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания,

–           подбирать и оказывать формы, методы и приемы работы с семьей, в зависимости от цели занятия, мероприятия с учетом дифференци­рованного и индивидуального подхода,

–           подбирать и разрабатывать предметно-развивающую среду для проведения занятий с ребенком,

–           оказывать методическую помощь воспитателям и родителям в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии,

–           решать практические задачи, связанные с консультированием, опираясь на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психолого-педагогическом знании относительно семьи,

–           определять типы семей; родительские установки и стили воспитания,

–           осуществлять психологическое семейное консультирование с целью гармонизации детско-родительских отношений,

–           составлять рекомендации и советы для родителей по преодолению трудностей в воспитании и развитии ребенка.

владеть:

–           этическими нормами профессионального поведения дефектолога,

–           техническими средствами обучения в процессе психолого-педагогического консультирования, на занятиях,

–           необходимыми знаниями и умениями для обеспечения психолого-педагогического консультирования детей с нарушениями развития;

–           необходимыми знаниями и умениями по психологической коррекции и профилактике вторичных отклонений в развитии личности.

–           навыками поиска, анализа, систематизации и использования информации применительно к задаче психолого-педагогического консультирования,

–           использованием разнообразных методик исследования семейных отношений; индивидуальной и групповой формам работы с родителями; повышения психолого-педагогической культуры родителей.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

5. Основные разделы дисциплины:

  1. Введение в психолого-педагогическое консультирование. Задачи и теоретические основы психолого-педагогического консультирования.
  2. Исторический аспект психолого-педагогического консультирования.
  3. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития.
  4. Психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития.
  5. Методы изучения детско-родительских отношений.
  6. Схема экспресс диагностики семьи ребенка с нарушениями  в развитии и составление заключения.
  7. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

Аннотация рабочей программы дисциплины

«Стратегия и тактики внедрения модели психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательные учреждения: разбор конкретных случаев практики специалистов учреждения»»

1. Цели и задачи освоения дисциплины: создание практико-ориентированных условий для формирования целостного представления о современном состоянии внедрения инклюзивного образования, вариативности моделей, в дошкольном, школьном образовании, тенденциях в развитии.

Важное значение уделяется в рамках курса развитию аналитических способностей студентов, их презентационной и социально-коммуникативной компетенций, пробуждению практического интереса к вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, освоению практических методов и приемов определения образовательного маршрута для детей с ОВЗ, которые позволят им в будущем эффективно осуществлять коррекционно-педагогическую, управляющую  деятельность  с целью дальнейшей профилизации на рынке труда.

Задачи дисциплины:

-                   закрепление  теоретических знаний в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве;

-                   овладение практическими умениями и навыками организации процесса психолого-педагогического сопровождения, навыками работы с документацией;

-                   освоение вариативности стратегий, моделей организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве;

-                   формирование профессиональных личностных умений, качеств (толерантность, доброжелательность, умение строить взаимодействие со всеми субъектами профессиональной среды);

-                   воспитание у студентов устойчивого интереса к педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина относится к вариативной части Цикл профессиональных дисциплин (М.2.9).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

‒                    способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК - 1);

‒                    способностью создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК - 4);

‒                    способностью моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготавливать их к сознательному выбору профессии (ПК - 5);

‒                    готовностью к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования (ПК-14);

‒                    готовностью к использованию актуальных научно обоснованных педагогических технологий (ПК-17);

‒                    способность разрабатывать и реализовывать программы включения лиц с нарушениями в развитии в систему общественных отношений (СК-1);

‒                    готовность информировать родителей о вариативности образовательных услуг, знакомить  с программами, методами и приемами обучения ребенка разным видам деятельности (СК-2);

‒                    способность оказывать влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости, а также помощь семьям в профориентации и трудоустройстве выпускников (СК-4);

‒                    формировать конструктивное взаимодействие человека с отклонениями в развитии с членами коллектива (СК-5);

‒                    оказывать лицам с отклонениями в развитии психолого-педагогическую поддержку, формировать атмосферу защищенности и принятия (СК-6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

            знать

-                   знать и понимать вариативность форм оказания образовательных услуг;

-                   основные понятия категориального аппарата олигофренопедагогики как отраслевой науке специальной педагогики;

-                   о различных моделях психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;

     уметь:

-                    определять эффективность оказания образовательной услуги ребенку с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;

-                   определять уровень развития ребенка с ОВЗ;

владеть

-                   коммуникативными умениями;

-                   владеть способами взаимодействия со специалистами, субъектами образовательного процесса;

-                   функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате реферата, экспертного заключения.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

5. Основные разделы дисциплины:

1. Введение.

Раздел. Психолого-педагогическое сопровождение как основной ресурс реализации инклюзивного образования.

Раздел II. Стратегии и тактики психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.