1. Цели и задачи освоения дисциплины:

- рассмотрение психологических характеристик отклоняющегося поведения как в рамках психопатологических, так и в рамках антисоциальных форм проявлений с точки зрения как теоретического, так и прикладного подходов;

- раскрытие структуры проявлений девиантности, а также основных методологических подходов к данной проблематике на современном этапе развития психологической науки;

- акцентирование внимания на развитие умений хорошо ориентироваться в основных видах и формах проявлений девиантности, как с теоретической, так и с практической точек зрения;

- изучение консультативных и психотерапевтических подходов к работе с различными видами зависимостей.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП:

            Данная дисциплина относится к циклу специальных дисциплин  и связана с такими предметами  как философия, педагогическая и возрастная психология, клиническая психология, психология личности, культурология, антропология, анатомии и физиологии человека.

     Требования к первоначальному уровню подготовки для изучения дисциплины - знания на уровне общеобразовательной школы.

     Дисциплина «Психология девиантного поведения» ориентирует на практическую, научно-исследовательскую и педагогическую профессиональную деятельность. Освоение дисциплины подготавливает студента к практической деятельности в различных сферах жизни общества, к выполнению функций психологического просвещения, психологической профилактики, психологического консультирования.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий  (ПК-4);

       выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

       психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

       прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

       ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

основные направления, школы, концепции и подходы к изучению девиантного поведения личности;

 известных исследователей, внесших существенный вклад в развитие подходов как к теории, так и к практике консультативной и психотерапевтической работы с девиантными личностями в России и за рубежом;

особенности проявления и развития девиантных форм поведения личности, и пути оказания психологической помощи;

  основные принципы и методы работы с проявлениями девиантности в младшем, среднем и старшем подростковом возрасте;

уметь:

- ориентироваться в современных  подходах к понятию нормы и патологии в психической деятельности и поведении личности;

- самостоятельно работать с научной литературой;;

- вести научную дискуссию и теоретически обосновывать свою профессиональную позицию;

владеть:


способностью и готовностью к взаимодействию с различными субъектами в рамках профессиональной деятельности;

способами и методами рефлексии и саморазвития в целях достижения успешности в профессиональной деятельности.

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины: _ освоение студентами научной методологии диагностической работы в контексте консультирования; знакомство студентов с основными принципами научного психологического исследования, развитие навыков самостоятельной практической работы в рамках организации диагностического исследования, работы с конкретными методиками, проведения измерений, правильного использования математического аппарата исследований, развития умения анализировать и обобщать диагностические данные.

Курс «Психодиагностика» предназначен для студентов 3 и 4 курсов университета, обучающихся по направлению 030300.62 «Психология». Дисциплина структурно связана и является логическим продолжениемтаких дисциплин, как «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Математические методы в психологии», «Практикум по психодиагностике».

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: современное состояние развития науки психодиагностики; методологию научного познания; методы психодиагностики.

Уметь: оценить реальные возможности методик и выразить своё отношение к этим методикам, как измерительным средствам; оценить на качественном (содержательном) уровне достоверность полученных результатов; отобрать и применить психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций, поставить правильный психологический диагноз испытуемому на основе проведённых диагностических методик.

Владеть: навыками активного отношения к методикам для их развития и преобразования с учётом современных научных представлений и современных технических возможностей информационных технологий; навыками диагностической работы с конкретными диагностическими методиками.

 

1.Цели производственной практики

Введение студентов в сферу их будущей профессиональной деятельности,формирование возможно более полного и целостного представления о профессии, знакомство со спецификой работы в учреждениях различного профиля.

2.Задачи производственной практики

1)Воспитание у студентов устойчивого интереса к собственной профессиональной деятельности и мотивации на усвоение профессиональных знаний и навыков;

2)Актуализация теоретических знаний студентов, полученных в процессе аудиторного обучения; применение теоретических знаний на практике, овладение навыками практической работы;

3)Расширение и конкретизация знаний студентов о психологической деятельности, о передовом опыте работы психолога;

4)Знакомство с психологической документацией и её ведением;

5)Формирование профессионально-личностных качеств практического психолога;

6)Проведение психодиагностической работы, коррекционной, профилактической, просветительской работы с разными возрастными группами;

7)Знакомство с методами психологического консультирования;

8)Разработка и проведение тренинга;

9)Проведение психологического исследованияна основе применения обще профессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.

Практика структурно связана с такими дисциплинами, как «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Профессиональная этика», «Психология общения», «Общий психологический практикум», «Математические методы в психологии», «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике», «Экспериментальная психология».

1.Форма проведения производственной практики

Производственная практика относится к внеаудиторным формам обученияи проходит с отрывам от учебных занятий по теоретическим дисциплинам.

2.Место и время проведения производственной практики

Практика проходит в организациях соответствующих профилю подготовки бакалавров. Производственная практика завершается дифференцированным зачётом.