1. Цели и задачи освоения дисциплины:

- рассмотрение психологических характеристик отклоняющегося поведения как в рамках психопатологических, так и в рамках антисоциальных форм проявлений с точки зрения как теоретического, так и прикладного подходов;

- раскрытие структуры проявлений девиантности, а также основных методологических подходов к данной проблематике на современном этапе развития психологической науки;

- акцентирование внимания на развитие умений хорошо ориентироваться в основных видах и формах проявлений девиантности, как с теоретической, так и с практической точек зрения;

- изучение консультативных и психотерапевтических подходов к работе с различными видами зависимостей.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП:

            Данная дисциплина относится к циклу специальных дисциплин  и связана с такими предметами  как философия, педагогическая и возрастная психология, клиническая психология, психология личности, культурология, антропология, анатомии и физиологии человека.

     Требования к первоначальному уровню подготовки для изучения дисциплины - знания на уровне общеобразовательной школы.

     Дисциплина «Психология девиантного поведения» ориентирует на практическую, научно-исследовательскую и педагогическую профессиональную деятельность. Освоение дисциплины подготавливает студента к практической деятельности в различных сферах жизни общества, к выполнению функций психологического просвещения, психологической профилактики, психологического консультирования.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий  (ПК-4);

       выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

       психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

       прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

       ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

основные направления, школы, концепции и подходы к изучению девиантного поведения личности;

 известных исследователей, внесших существенный вклад в развитие подходов как к теории, так и к практике консультативной и психотерапевтической работы с девиантными личностями в России и за рубежом;

особенности проявления и развития девиантных форм поведения личности, и пути оказания психологической помощи;

  основные принципы и методы работы с проявлениями девиантности в младшем, среднем и старшем подростковом возрасте;

уметь:

- ориентироваться в современных  подходах к понятию нормы и патологии в психической деятельности и поведении личности;

- самостоятельно работать с научной литературой;;

- вести научную дискуссию и теоретически обосновывать свою профессиональную позицию;

владеть:

способами пои-девиантолога;

способностью и готовностью к взаимодействию с различными субъектами в рамках профессиональной деятельности;

способами и методами рефлексии и саморазвития в целях достижения успешности в профессиональной деятельности.

Цели и задачи освоения дисциплины:

ознакомить студентов с особенностями преподавания психологии в средних учебных заведениях с точки зрения как теоретического, так и прикладного подходов.

Задачи: освоение комплексных задач в сфере образования; формирование систематизированного знания о сфере преподавания психологии.

Учебная дисциплина "Основы консультативной психологии" предназначена для студентов 4 курса направления подготовки 030300.62 «Психология». Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр. Форма обучения - заочная.

Цели и задачи освоения дисциплины: Овладение студентами психологическими знаниями и навыками, необходимымидля эффективнойпрофессиональной деятельности в качестве психолога-консультанта. Овладениестудентами знаний о консультативной психологии как науки, ее понятийным аппаратом, истории становления и развития, основных философских, методологических концепциях; Овладение теоретическими аспектами психологического консультирования, ориентирование в направлениях, подходах и школах психологического консультирования и психотерапии, овладение знаниями о современных направленияхи подходах; Оперирование системой знаний о принципах, целях, задачах и средствах оказания консультативной психологической помощи, базовых моделях работы консультантов; Овладение практическиминавыками, необходимыми для социально-педагогической деятельности; Воспитание творческой личности студента-педагога в свете компетентностного подхода к подготовке психолого-педагогических кадров.

Место дисциплины в структуре ОП:

Курс «Основы консультативной психологии» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (национально-региональный компонент).

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен и готов к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации собственной деятельности и психического состояния) (ОК-6).

- способен и готов к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4).

- способен и готов к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями (ПК-13).

- способен и готов к просветительской деятельности среди населения с целью повышения психологической культуры общества (ПК-20).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

основные понятия и общую характеристику консультативной психологии; общие принципы психологического консультирования, виды психологической помощи человеку и группе; азличные подходы вконсультировании;

уметь:разбираться в межличностных интеракциях, человеческих проблемах, вопросах воспитания детей; выстраивать взаимодействия «консультант - клиент» в консультативной ситуации; организовать лекционно-просветительскую, психокоррекционную работу со взрослыми и детьми; произвести анализ качеств и свойств личности, социально-психологической структуры деятельности человека, его профессионального и межличностного отношения с окружающими; работать с различными проблемами;

владеть:

необходимым инструментарием, организацией и методами исследованиями; навыками диагностической и коррекционной работы с группой и ее отдельными членами; навыками помощи семье и личности в вопросах воспитания детей, супружеских отношений; видами и составом деятельности, необходимыми для решения консультативных задач; навыками различных методов и приемов консультативной работы; навыками различного взаимодействия с современными информационными технологиями при постановке и решении научно-исследовательских задач.

Автор программы профессор кафедры клинической и специальной психологии, доктор медицинских наук, профессор Дроздов Александр Зосимович


Цели и задачи освоения дисциплины:

Формирование у студентов профессионально-грамотного представления о клинических проявлениях, а также об этиологии, патогенезе и общих принципах лечения болезней зависимости от психоактивных веществ..


Задачи изучения дисциплины:

- ознакомить студентов с принципами действия психотропных средств, включая веществ наркотического действия.

- сформировать представления об основных симптомах и синдромах наркологических расстройств. и синдромами, включая детские неврологические расстройства.

- ознакомить студентов с основными методами терапии, профилактики и реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманиями.


По окончании курса студент должен:

- знать основные клинические симптомы синдромы алкоголизма и наркоманий;

- уметь оценить клиническое состояние пациента при обследовании;

- уметь предложить варианты лечебных и профилактических мероприятий обследуемым.


Общая трудоемкость дисциплины: 108 часов (3 зачетные единицы)


Рабочая программа дисциплины и ФОС размещены https://resources.mgpu.ru/logon.php

Учебной дисциплины «Практикум по психодиагностике». Для студентов 4 курса направления подготовки 030300.62 «Психология». Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр. Форма обучения - заочная

Цели и задачи освоения дисциплины: освоение студентами научной методологии диагностической работы; знакомство студентов с основными принципами научного психологического исследования, развитие навыков самостоятельной практической работы в рамках организации диагностического исследования, работы с конкретными методиками, проведения измерений, валидизации диагностических методик, правильного использования математического аппарата исследований, развития умения анализировать и обобщать диагностические данные.

Место дисциплины в структуре ОП: Дисциплина «Практикум по психодиагностике» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин Б3.

 Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-способен и готов к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2).

-способен и готов к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6).

-способен и готов к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: методологию научного познания; методы психодиагностики.

уметь: оценить реальные возможности методик и выразить своё отношение к этим методикам, как измерительным средствам; ценить на качественном (содержательном) уровне достоверность полученных результатов; отобрать и применить психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций, поставить правильный психологический диагноз испытуемому на основе проведённых диагностических методик.

владеть: навыками активного отношения к методикам для их развития и преобразования с учётом современных научных представлений и современных технических возможностей информационных технологий; навыками диагностической работы с конкретными психодиагностическими методиками.

 

 

 

 

 

 

1.Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины- ознакомить студентов с современной психодиагностикой как научной и прикладной дисциплиной, с ее историей, с проблемами психодиагностического характера,которые возникают в разных областях современной психологической науки и практики, с теоретическими, методологическими и практическими основами психодиагностики. Сформировать у студентов систему базовых знаний о методах психодиагностики, о предъявляемых к ним требованиях. Научить студентов конструировать,корректировать и пользоваться различными методами психодиагностики, проверять их на валидность и надежность. Обучить студентов постановке и решению различных психодиагностических задач.

2.Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Психодиагностика» относится к базовой части цикла дисциплин (Б.1.Б.13.)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-историю психодиагностики и ее современное состояние,

-теоретические и методологические основы психодиагностики,

-научные понятия, используемые в психодиагностике,

-психометрические требования, предъявляемые к психодиагностическим методам,

-основные психодиагностические методы, их классификацию,

-достоинства и недостатки различных методов психодиагностики,

-условия и сферы практического применения разнообразных психодиагностических методик,

-психологические теории, позволяющие адекватно ставить психодиагностические задачи и интерпретировать результаты психодиагностики,

-методы математической обработки результатов психодиагностики.

уметь:

-пользоваться разнообразными психодиагностическими методами,

-правильно оценивать достоинства и недостатки различных психодиагностических методик,

-ставить и решать разнообразные психодиагностические задачи,

-интерпретировать результаты психодиагностики,

-представлять и разъяснять результаты психодиагностики заинтересованным в этом лицам.

владеть:

- умениями и навыками применения на практике разнообразных психодиагностических методик,

-способами правильной постановкой психодиагностических задач,

- приемами обработки и интерпретации результатов психодиагностики,

-навыками разработки новых методов психодиагностики и модификации старых психодиагностических методов,

-способностью обнаружения и исправления психодиагностических ошибок.

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

-- познакомить студентов с основными понятиями, теориями и проблемами психологии личности;

-- сформировать умения самостоятельной работы с научной литературой, анализа различных теоретических и методологических позиций, использования полученных знаний на практике;

-- провести сравнительный анализ классических и современных отечественных и зарубежных теорий личности.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Психология личности» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б.3.7).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Психология личности» направлен на формирование у студентов общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.

Общекультурные компетенции:

способность и готовность к:

к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

Профессиональные компетенции:

научно-исследовательская деятельность

способность и готовность к:

к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные понятия психологии личности, методологические подходы к ее изучению, методы изучения личности;

- теории личности, сложившиеся в научных школах мировой психологической науки;

- психологическую структуру и динамику личности.

уметь:

- использовать знания в области психологии личности в решении конкретных профессиональных задач;

- проводить научные исследования в области психологии личности;

- анализировать особенности индивидуальности человека, его личностные черты.

владеть:

- методами изучения личности;

- умениями и навыками анализа психологических особенностей личности;

- методологической культурой научной дискуссии в области психологии личности.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов).

5. Основные разделы дисциплины:

1. Введение в психологию личности.

2. Психология личности в мировой психологии

3. Индивидуальность личности.

Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель  - сформировать психологическое  мировоззрение в области специальной  психологии: сформировать представления о теоретико-методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, дать общее понятие об основных типах дизонтогенеза и закономерностях их развития. Освоение общих и специфических закономерностей психического развития ребенка в условиях сенсорной, двигательной, речевой, эмоциональной и интеллектуальной патологии.

Задачи:

  • систематизация теоретических знаний в области психологии лиц с нарушенным развитием
  • освоение общих и специфических закономерностей психического развития ребенка в условиях сенсорной, двигательной, речевой, эмоциональной и интеллектуальной недостаточности.
ориентировка студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы и ведение  волонтерской деятельности в учреждениях компенсирующего вида.

 Место дисциплины в структуре ОП:

 Дисциплина «Специальная психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.1). Этот курс тесно связан с такими дисциплинами как: Социальная психология, Возрастная психология, Педагогика.

Рабочая программа и ФОС размещены https://resources.mgpu.ru/logon.php

 Общая трудоемкость - 108 часов      

 Зачетных единиц - 3