Изучениедисциплины«Методологическиеосновыпсихологическогоконсультирования»направленонаформирование у студентов системы представлений о методологических основах психологического консультирования,развитиеуменийрефлексивноотноситьсяк понятиям,теориямиметодампсихологическогоконсультированияи навыковтворческогоихприменениявреальнойконсультативнойдеятельности.На лекционных занятиях, построенных преимущественно вформе проблемного изложения, раскрываются основныетеоретические положения курса:сущностьистроениеметодологическогознания,спецификагуманитарной и естественнонаучной методологии в психологии,представления ометодологических основах и теоретических положениях ведущихшколпсихологическогоконсультирования.На практических занятиях студентыовладевают умениемсоотноситьразныеуровни методологического знания и выявлять роль методологическихположений в практике психологического консультирования,ориентироваться в информации по новейшим достижениям психологического консультирования.

Курс должен способствовать формированию научного подхода у студентов к объяснению психических явлений, создать предпосылки для практической реализациипсихологических знаний в консультативной деятельности.Приобретенные в процессе изучения этого курса знания являются фундаментом для формирования собственного методического стиля психологическогоконсультантавпрофессиональнойдеятельности.


Содержание дисциплины включает следующие разделы:

1.Методологическиеосновы психологии.

2.Рольметодологиивпрактикепсихологическогоконсультирования.

3.Методологическиеосновы ведущихшколпсихологическогоконсультирования. Методологическиеосновыпсихоаналитическогонаправлениявпсихологическомконсультировании.

4.Методологическиеосновы ведущихшколпсихологическогоконсультирования.Методологическиеосновыповеденческого направлениявпсихологическомконсультировании.

5.Методологическиеосновы ведущихшколпсихологическогоконсультирования.Методологическиеосновыгуманистическогонаправлениявпсихологическомконсультировании.

Учебный процессподисциплинеориентирован наиспользование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов.Это означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.


Изучениедисциплины«Актуальныепроблемытеории и практики современной психологии»направленонаформирование у студентов системы представленийосовременном состоянии и перспективах развитияпсихологическойнаукивРоссии,особенностях междисциплинарных исследований,фундаментальных проблемах,задачах современной психологии в контексте запросовсовременной практики.

Содержаниедисциплины включает следующиеразделы:

1.Теоретико-методологическиеосновы современнойпсихологии.

2. Современное состояние и перспективы развитияпсихологическойнаукивРоссии.

3. Особенности междисциплинарных исследований в психологической науке.

4. Фундаментальные проблемы личности.Ведущиеконцепции личности впсихологии.

5. Современная психология и проблемы детского развития.

6. Задачи современной психологии в контексте работы практического психолога.

7.Современныепсихологические взгляды напрофессиональнуюдеятельность.

Учебный процессподисциплинеориентирован наиспользование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа сразличными источниками информации.



Изучение дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования» направлено на формирование у студентов системы представлений о научном исследовании, его организации и планировании, развитие навыков работы с конкретными методиками, проведения измерений, валидизации экспериментальных исследований. Это предполагает понимание проблем методологии и методе научного исследования, соотношения субъективного и объективного метода в психологии, принципов психологического исследования, различия теоретического и эмпирического исследования,исследовательского процесса.

Содержаниедисциплины включает следующиетемы:

1.Теоретические и методологические основы организации

психологического исследования. Основные принципы экспериментальной психологии.

2. Основы планирования теоретического и эмпирического исследования.

3. Планирование и контроль эксперимента. Контроль субъективных переменных.

4. Исследовательский процесс и валидность исследования.

5. Обзор исследований в отечественной психологии.

Учебный процесс по дисциплине ориентирован на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации.


 Цель курса: формирование целостного представления о содержании, подходах и школах психологического консультирования.

 

Задачи курса:

 

- рассмотреть основные теоретические положения и категории подходов и школ психологическогоконсультирования;

- обеспечить тесную взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения;

- развивать психологическую компетентность в области различных феноменологических подходов к консультированию

- обеспечить освоение средств активного воздействия на личностные особенности клиента и групповые процессы в целях оптимизации взаимосвязи человека с окружающими людьми.

Для решения этих задач основное внимание уделяется описанию существенных особенностей рассматриваемых подходов. Раскрываются содержание и приемы, характерные для различных подходов.

 

По окончании курса студент должен:

 

●знать основные источники и базовые принципы подходов психологического консультирования;

●уметь применять теоретические положения и технологиив соответствии с консультативной ситуацией и запросом клиентав образовательных учреждениях;

владеть методами различных подходов в сфере психологического консультированияв разных возрастных группах

Цели и задачи освоения дисциплины:

1.Усвоить и овладеть основными приемами и навыками психологического консультирования и психотерапии.

2.Научиться правильно использовать и применять навыки психологического консультирования и психотерапии.

3.Ознакомиться с основными практическими приемами психологического консультирования и психотерапии.

4.Создание условий для роста профессионального самосознания студентов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- условия и показатели эффективности психологического консультирования;

- теоретические и практические основы консультативного процесса;

- формы психологического консультирования;

уметь:

- применять методы и техники, углубляющие или изменяющие ход консультативной беседы;

- содействовать принятию клиентом ответственности за события его жизни;

- классифицировать запросы клиента;

- реалистично оценивать уровень своей компетентности.

владеть:

- навыками ведения психологического консультирования сложных клиентов;

- навыками применения коррекционных возможностей психодиагностики;

- навыками поддержания консультативного контакта;

- навыками обоснованного выбора адекватного психотерапевтического подхода;

- навыками этического применения психодиагностического инструментария;

- навыком диалогического общения с клиентом;

- средствами психологического воздействия на клиента;

- способами использования в консультировании различных теоретических подходов.

Цели и задачи освоения дисциплины:

Формирование систематизированных знаний о содержании деятельности и функциях психологической службы, представление о сущности психологической поддержки студента, особенностях оказания психологической помощи и современных требованиях к организации работы психолога.

1.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психологическая служба поддержки студентов» является курсом по выбору М.2.

2.Требования к результатам освоения дисциплины:

3.Выпускник должен обладатьследующими компетенциями:

способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6);

способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

- готовностью и способностью использовать полученные психолого-педагогические теоретические знания и практические навыкидля психологического консультирования участников образовательного процесса (СК-1).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные этапы развития психологической службы вуза в России;

-особенности реализации деятельности психолога в современной образовательной среде вуза;

- структуру и модели психологической службы вуза

уметь:

- осуществлять психологическую поддержку студентов вуза;

- использовать различные методы оказания помощи, содействующие личностному и профессиональному развитию студентов;

- разрабатывать групповые и индивидуальные программы адаптации к учебно-профессиональной деятельности;

владеть:

-навыками оказания помощи в сложных жизненных ситуациях;

- методами личностного и профессионального развития;

- способами осуществления психолого-педагогической поддержкистудентов;

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).

5. Основные разделы дисциплины:

-История развития психологической службы в российских вузах.

-Теоретические и методологические основы работы психологической службы.

-Анализ проблем молодежи, обучающейся в вузе.

-Методы индивидуальной и групповой работы.

-Этические аспекты деятельности психологической службы

 

Цели и задачи освоения дисциплины:Формирование навыков практической работы по проведению психологического консультирования как средства оказания психологической помощи детям, имеющим психические, личностные и поведенческие трудности и проблемыв развитии.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные теоретико-методические подходы к проблеме оказания психологической помощи родителям детей, имеющим проблемы в развитии;

- механизмы и техники коррекционно-развивающего воздействия в ходе психологического консультирования детям и подросткам «группы риска»;

- типологию и специфику решения психологических проблем детей и подростков, имеющих трудности в личностной сфере развития;

- методы психокорекционного воздействия в ходе работы с детьми и подростками, применяемые в ходе психологического консультирования;

Уметь:

- применять методы психологической диагностики личности, выявления и идентификации проблем детей и подростков;

- использовать техники и приемы по  социально-психологическому обучению детей и подростков, имеющих проблемы в развитии;

- применять социально-психологические технологии по гармонизации внутрисемейных отношений в семьях, имеющих  ребенка с проблемами в развитии.

Владеть:

- владеть технологией ведения консультативной беседы с детьми и подростками, имеющими проблемы в развитии;

- владеть типовыми алгоритмами и способами работы психолога-консультанта в решении личностных проблем детей и подростков, имеющих проблемы в развитии.

 

Цели и задачи освоения дисциплины:

Формирование систематизированных знаний теоретических основ современного семейного консультирования, представление о сущности психологической помощи семье, способах изучения дезорганизации семейных взаимоотношений, особенностях оказания психологической помощи семье.


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- теоретические подходы к семейному консультированию;

- функции семьи и ее структуру;

- типы семейно-брачных отношений;

уметь:

- использовать современные концепции семейного консультирования детско-родительских и супружеских проблем;

- осуществлять эффективный психологический контакт с членами семьи

- использовать в семейном консультировании подходы, сфокусированные на принятии решений;

владеть:

- психотехническими приемами консультирования семьи;

- способами оказания помощи проблемным семьям;

- методиками выявления семейного источника травматизации личности;

1.  Цели и задачи изучения дисциплины. Цель изучения дисциплины - формирование системы знаний о закономерностях и факторах формирования безопасности образовательной среды.

Основными задачами курса являются: дать студентам систему научных понятий в области психологической безопасности образовательной среды; сформировать ряд базовых практических умений, обеспечивающих возможность самостоятельной диагностики и оптимизации психологической среды образовательного учреждения; сформировать профессиональные представления о психологической безопасности как необходимом условии развития личности; сформировать представления о самостоятельной исследовательской деятельности в области психологической безопасности образовательной среды.

2.  Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла. Она направлена на формирование компетенций, в т.ч. и исследовательских для обеспечения безопасности образовательной среды. Данная дисциплина опирается на знания, полученные по дисциплине «Психология», взаимосвязана с дисциплиной «Социальная психология образования».

3. Требования к результатам освоения дисциплины. Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

- ОПК-7 - способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению.

ПК -7 - способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков.

ПК - 52 - способность проводить экспертизу образовательной среды организации и определять административные ресурсы развития организации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать сущность понятия «безопасность»,«психологическая безопасность», «психологическая угроза»,их виды и особенности, критерии безопасности образовательной среды, методы исследования психологической безопасности;

- уметь выявлять актуальные и потенциальные психологические угрозы личности в образовательной среде, разрабатывать и реализовывать комплекс мер по обеспечению психологической безопасности участников образовательного процесса.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

5. Основные разделы дисциплины:

1. Безопасность образовательной среды.

2. Психологические угрозы в образовании.

3. Создание безопасной образовательной среды школы.

4. Деятельность социального педагога по обеспечению психологически безопасной образовательной среды.

6. Автор - д.п.н., профессор Бакланова Наталья Константиновна