Цель и задачи дисциплины -

подготовить будущих специалистов социально-культурной деятельности к руководству различными видами и формами театрализованной досуговой деятельности в процессе воспитания и формирования подрастающей личности; совершенствовать профессиональную подготовку технологов социально-культурной деятельности в организации культурно-досуговых программ для детей и молодежи в учреждениях системы дополнительного образования, общеобразовательных школах полного дня, организации досуга людей с ограниченными возможностями и др.

Задачи:

-оснастить магистрантов необходимыми теоретическими сведениями по истории театрализованных зрелищ и их видам, и формам,

-рассмотреть особенности и специфические черты современных форм театрализованного досуга для лиц с ограниченными возможностями здоровья,

-дать основные понятия законов драматургии в целом,

-познакомить с отличительными чертами драматургии театрализованных зрелищ,

-дать необходимые сведения об особенностях сценарной работы во время подготовки театрализованных форм досуга для лиц с ограниченными возможностями здоровья,

-заложить необходимые навыки сценарно-режиссёрской работы над различными видами и формами театрализованного досуга для лиц с ограниченными возможностями здоровья,

-привить навыки организационно-творческого, постановочного характера деятельности в процессе подготовки и проведения театрализованных зрелищ,

- способствовать развитию организационно-творческих способностей каждого магистранта в процессе обучения,

-дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации ими своей профессиональной деятельности в процессе организации досуговой деятельности лиц с ограниченными возможностями. 

2.Место дисциплины в структуре ОП ВО:

Дисциплина «Технологии постановки культурно-досуговых программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья» входит в вариативную часть профессионального цикла Б.1. В.7.) и изучается на втором курсе. Освоение программы опирается на знания обучающимися, полученные на предыдущем уровне высшего образования.

Содержание курса является основным по отношению к задачам формирования теоретических компетенций магистрантов.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

В соответствии с требованиями ФГОС в результате изучения дисциплины магистрант должен проявлять следующие компетенции:

ОК-5

Обладать готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации.

Знает: - основные стратегии поведения в нестандартных ситуациях;

- возможные последствия за принятие на себя ответственности;

- основные действия при возникновении проблемных ситуаций;

- организационную основу деятельности в нестандартных и проблемных ситуациях.

Умеет: принимать конструктивные

организационно-управленческие решения в проблемных и нестандартных ситуациях;

- организовывать деятельность в проблемных и нестандартных ситуациях;

- контролировать деятельность в проблемных и нестандартных

ситуациях;

- признавать меру ответственности и отвечать за принятые решения.

Владеет: способностью планирования

конкретных организационно- управленческих действий в

проблемных и нестандартных

ситуациях

- навыком опознавать нестандартные ситуации;

- навыком разрешения проблемных ситуаций;

- определением меры ответственности за принятые решения.

ОК-7

Быть способным личным примером оказывать позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения  норм и рекомендаций здорового образа жизни.

Знает: способы позитивного воздействия на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни - толкует понятие «здоровый образ жизни»;  систему практических умений и навыков,  обеспечивающих соблюдение норм и рекомендаций здорового образа жизни;  распознает необходимые для окружающих практики соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни;  применяет на практике метод

убеждения пользы соблюдения норм и здорового образа жизни;  регулярно фиксирует уровень соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни.

Владеет: технологиями влияния на окружающих с точки зрения соблюдения

ими норм и рекомендаций здорового образа жизни.

ПК-2 - способность к комплексному решению задач продюсирования и постановки культурно-досуговых программ и форм социально-культурной деятельности с применением художественно-образных выразительных средств;

Знает: основы продюсирования и постановки культурно-досуговых программ, формы социально-культурной деятельности; основные методы и приемы, реализуемые в процессе продюсирования и постановки культурно-досуговых

программ; основные этапы реализации и проведения культурно-досуговых программ и форм социально-культурной деятельности; художественно- образные выразительные средства.

Умеет: решать профессиональные задачи в области продюсирования и постановки культурно-досуговых программ- формулировать задачи, возникающие в ходе продюсирования и постановки применять на практике художественно-образные выразительные средства; оценивать результаты проведения социально- культурного мероприятия.

Владеет: технологиями продюсирования и постановки культурно-досуговых программ;  основными художественно-образными выразительными средствами;

стратегическим мышлением, позволяющим предвидеть возможные проблемы и наметить пути решений.

 

Знает и понимает: методы выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп

Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий; техники и приемы общения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников, использовать профориентационные возможности досуговой деятельности.

Умеет:применять на практике методы выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп

Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий

Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:

- привлекать обучающихся (для детей - обучающихся и их родителей (законных представителей)) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления обучающихся

- использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей

- проводить мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении

Владеет: технологиями продюсирования и постановки культурно-досуговых программ;  основными художественно-образными выразительными

средствами;  стратегическим мышлением, позволяющим предвидеть возможные проблемы и наметить пути решений.

ПК-18

Быть готовым к обеспечению разработки и реализации культурной политики на федеральном уровне.

Знает: технологии разработки и реализации культурной политики на  федеральном уровне;  правовые и  нормативные документы, регламентирующие культурную политику на федеральном уровне;  сущность, цели и задачи федеральной и региональной культурной политики;  основные направления

федеральной и региональной культурной политики;  методы прикладного

научного исследования.

Умеет: применить на  практике технологии разработки и реализации культурной политики на федеральном уровне;  определять значение культурной политики на

Федеральном уровне;  обобщать существующий опыт организации деятельности

учреждений СКС в соответствии с целями и задачами культурной политики на федеральном уровне.

Владеет: технологиями разработки и реализации культурной политики на федеральном уровне

- технологиями по выявлению, сбору информации и

навыками разработки и реализации целей, задач культурной политики на

федеральном уровне.

ПК-22

Быть способным к формированию систем инновационного маркетинга  культурных услуг учреждений социально- культурной сферы, продвижения

социокультурных проектов (проектов, программ, акций).

Знает: технологии формирования систем инновационного маркетинга культурных услуг учреждений социально- культурной сферы, продвижения

социокультурных проектов (проектов, программ, акций) - технологические основы социально-культурной  деятельности;  методы апробации инноваций;

 основные этапы и процедуру внедрения новых технологий;  маркетинг.

Умеет: применять на практике технологии формирования систем инновационного маркетинга культурных услуг учреждений

социально- культурной сферы; применять на практике методы презентации и обсуждения инновационной разработки;  выбирать наиболее эффективные формы и методы апробации инновационной деятельности;  разрабатывать планы внедрения новых технологий;  составлять нормативно- правовую документацию по внедрению новых технологий.

Владеет: способностью к продвижению социокультурных проектов (проектов,

программ, акций) способностью к продвижению социокультурных проектов (проектов, программ, акций)

СК-2

Быть готовым применять специальные деонтолого-коммуникативные навыки работы с детьми-инвалидами и членами их семей.

Знает: основы деонтологии и коммуникативной культуры

- основные теоретические положения деонтологии и способы их практического применения;

- специфику организации коммуникативного пространства в реабилитации;

- особенности дифференцированной коммуникации с различными группами инвалидов;

-  способы поиска информации о детях-инвалидах и их семьях для эффективной коммуникации.

Умеет: решать коммуникативные проблемы, работая с детьми-инвалидами и членами их семей

- выявить совокупность разнохарактерных проблем реабилитантов и их семей;

- создать атмосферу благоприятного взаимодействия;

- расширить коммуникативное пространство реабилитантов;

- анализировать динамику решения коммуникативных проблем в процессе реабилитации.

Владеет: способностью применять специальные деонтолого-коммуникативные навыки в работе с детьми-инвалидами и членами их семей

- навыками организации коммуникативных взаимодействий субъектов реабилитации в различных социокультурных ситуациях;

- способностью реализации основных деонтологических принципов в реабилитации;

- умениями составить объективное представление о психологическом портрете реабилитантов, коммуникативной ситуации в семье.

1. Цель и задачи дисциплины:

- подготовить будущих специалистов  социально-культурной деятельности к руководству различными видами и формами театрализованной досуговой деятельности в процессе воспитания  и формирования подрастающей личности; совершенствовать профессиональную подготовку технологов социально-культурной деятельности в организации культурно-досуговых программ для детей и молодежи в учреждениях системы дополнительного образования, общеобразовательных школах полного дня, организации досуга детей сирот, лиц с ограниченными возможностями здоровья  и др. 

Задачи:

-оснастить магистрантов необходимыми теоретическими сведениями по истории театрализованных зрелищ и их видам, и формам,

-рассмотреть особенности и специфические черты современных форм театрализованного досуга детей и юношества,

-дать основные понятия законов драматургии в целом,

-познакомить с отличительными чертами драматургии театрализованных зрелищ,

-дать необходимые сведения об особенностях сценарной работы во время подготовки театрализованных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-заложить необходимые навыки сценарно-режиссёрской   работы над различными видами и формами театрализованного досуга;

-привить навыки организационно-творческого, постановочного характера деятельности в процессе подготовки и проведения театрализованных зрелищ,

- способствовать развитию организационно-творческих способностей каждого магистранта в процессе обучения,

-дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации ими своей профессиональной деятельности в процессе организации культурно-досуговых программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.Место дисциплины в структуре ОП ВО:

Дисциплина «Сценарные технологии культурно-досуговых программ лиц с ограниченными возможностями здоровья» входит в вариативную часть профессионального цикла ( Б.1.В.4) и изучается на втором курсе. Освоение программы опирается на знания обучающимися, полученные на предыдущем уровне высшего образования.

Содержание курса является основным по отношению к задачам формирования  теоретических компетенций магистрантов.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

В соответствии с требованиями ФГОС в результате изучения дисциплины магистрант должен проявлять следующие компетенции:

ПК-2 - способность к комплексному решению задач продюсирования и постановки культурно-досуговых программ и форм социально-культурной деятельности с применением художественно-образных выразительных средств;

Знает: основы продюсирования и постановки культурно-досуговых программ, формы социально-культурной деятельности; основные методы и приемы, реализуемые в процессе продюсирования и постановки культурно-досуговых

программ; основные этапы реализации и проведения культурно-досуговых программ и форм социально-культурной деятельности; художественно- образные выразительные средства.

Умеет: решать профессиональные задачи в области продюсирования и постановки культурно-досуговых программ- формулировать задачи, возникающие в ходе продюсирования и постановки применять на практике художественно-образные выразительные средства; оценивать результаты проведения социально- культурного мероприятия.

Владеет: технологиями продюсирования и постановки культурно-досуговых программ;  основными художественно-образными выразительными средствами;

стратегическим мышлением, позволяющим предвидеть возможные проблемы и наметить пути решений.

СК-1

Быть способным учитывать дифференцированные особенности видов и групп лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения социокультурной реабилитации.

Знает:  дифференцированные особенности видов и групп лиц с ограниченными возможностями здоровья - определения основных дефиниций процесса реабилитации и ее субъектов;

- фиксацию групп, типов и видов инвалидности и ее проблематику;

- комплекс эффективных технологий реабилитационного  процесса;

- структуру, основные требования к реализации дифференцированных технологий социокультурной реабилитации;

- закономерности и особенности организации процесса социокультурной реабилитации.

Умеет: осуществлять социокультурную реабилитацию с учетом дифференцированных особенностей видов и групп лиц с ограниченными возможностями здоровья- применять специальные знания в практике социокультурной реабилитации;

- использовать арсенал средств, форм, ресурсов учреждения, организации в реализации реабилитационных программ;

- демонстрировать знания, навыки, умения в работе с инвалидами;

- оперативно действовать в проблемных технологических ситуациях в реабилитации;

- разработать план технологизации социокультурной реабилитации;

- описать в общих чертах цели, задачи, алгоритм достижения эффективности технологии социокультурной реабилитации.

Владеет: навыками дифференцированными технологиями социокультурной реабилитации  - навыками использования на

практике знаний технологического оснащения и реализации социокультурной реабилитации;

- способностью исследовать уровень достижения реабилитационной эффективности;

- навыками организации индивидуальных и групповых форм социально-культурной

реабилитации;

- способностью налаживать и развивать систему социокультурных технологий для оптимизации реабилитации;

- умением организовывать  внедрение инновационных технологий социально- культурной реабилитации.

СК-5

Быть способным организовывать художественно-творческую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья

Знает: технологии организации художественно-творческой деятельности

- знать способы оценивания и анализа способностей реабилитантов применительно к их художественно-творческой деятельности;

- знать основные условия, технологии организации художественно-творческой деятельности лиц с ОВЗ в системе учреждений;

- знать передовой опыт организации художественно-творческой деятельности лиц с ОВЗ;

- ограничения видов художественно-творческой деятельности для специфики лиц с ОВЗ.

Умеет: применять на практике технологии организации художественно-творческой деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья

- демонстрировать и применять знания по организации художественно-творческой деятельности лиц с ОВЗ;

- оценивать качество реабилитации в формах художественно-творческой деятельности лиц с ОВЗ;

- составлять алгоритмические варианты организации художественно-творческой деятельности лиц с ОВЗ на основе учета их специальных потребностей и реабилитационных целей.

Владеет: способностью организации художественно-творческую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья

- управлять художественно-творческой деятельность лиц с ОВЗ в процессе реабилитации;

- способен отобрать для инвалидов приемлемые виды художественно-творческой деятельности, объяснить их значимость для эффективной реабилитации;

- способен подобрать безопасные средства для участия лиц с ОВЗ в организации художественно-творческой деятельности;

- определить ценность продуктов художественно-творческой деятельности лиц с ОВЗ в соотнесении с целью реабилитации;

- владеть навыком разработки этапов плановой реализации   художественно-творческой деятельности реабилитантов.

1.Цель и задачи дисциплины

Цель: формирование у магистрантов профессиональных компетенций в области истории и методологии теориисоциально-культурной деятельности.

Задачи:

1.развитиеу магистрантов общих представлений о становлении и развитии теориисоциально-культурной деятельности;

2.формирование у магистрантов представлений о методологических основах теории социально-культурной деятельности;

3.формирование у магистрантов представлений о проблематике и методологических основах современных теоретических исследований социально-культурной деятельности.

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Дисциплина «История и методология теориисоциально-культурной деятельности» относится к базовой части блока дисциплин (Б.1.) программы магистратуры,соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО по направлению подготовки51.04.03 Социально-культурная деятельность. Данная дисциплина имеет теоретический характер, ориентирована на подготовку магистрантов к решению актуальных научных задач в сфере социально-культурной деятельности. Содержание дисциплины дополняет и развивает содержание учебных дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Основы педагогической инноватики», «Методология и методы научного исследования социально-культурной деятельности», «Теория и практика социально-культурного проектирования».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате изучения дисциплины у магистранта должны быть сформированы следующие компетенции:

Общекультурные компетенции:

ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.

Профессиональные компетенции:

ПК-1- готовность к осуществлению на научной основе технологического процесса деятельностиучреждений культуры, рекреационных объектов и индустрии досуга;

ПК-3- готовность использовать современные достижения науки и передового опыта учрежденийсоциально-культурной сферы в научно-исследовательских работах;

ПК-6- способность к руководству научной работой исследовательских коллективов повопросам истории, теории и технологии социально-культурной деятельности;

ПК-7- готовность управлять проведением социологических и педагогических исследований всвязи с задачами совершенствования производственной деятельности учреждений культуры,оптимизации процессов личностного роста участников социально-культурной деятельности;

ПК-18- готовность к обеспечению разработки и реализации культурной политики на федеральноми региональном уровнях;

П-23- готовность к преподаванию теоретических и практических дисциплин социально-культурной деятельности, а также историко-культурных икультурологических дисциплин в системе общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования (бакалавриат;специалитет, магистратура), дополнительного образования детей и взрослых и дополнительного профессионального образования.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать:

·основные этапы становления и развития теории социально-культурной деятельности;

·методологические основы разработки теоретических проблем социально-культурной деятельности:

·современные исследования теории социально-культурной деятельности и их методологические основы.

уметь:

·раскрывать основные исторические этапы становления и развития теории социально-культурной деятельности;

·анализировать различные методологические основы исследований социально-культурной деятельности.

·применять современные источники научной информации для изучении истории и методологии теории социально-культурной деятельности;

·участвовать в теоретических исследованиях социально-культурной деятельности;

·формулировать и обосновывать методологические основы собственного исследования в области теории социально-культурной деятельности.

владеть:

·современными источниками научной информации об истории и методологии теории социально-культурной деятельности;

·способами анализа, обобщения и применения в исследовательской работе научной информации об истории и методологии теории социально-культурной деятельности.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

24

24

36

В том числе:

Лекции

8

8

12

Практические занятия (ПЗ)

16

16

24

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

48

48

36

В том числе:

Подготовка к докладу

16

16

12

Подготовка реферата

16

16

12

Подготовка презентации

16

16

12

Подготовка к экзамену

36

36

Общая трудоемкостьчасы

зачетные единицы

180

72

108

5

2

3

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Экзамен

СРС

Всего

1

·Становление и развитие теориисоциально-культурной деятельности

8

16

48

72

2.

·Методологические основы развития теории социально-культурной деятельности

6

12

18

18

54

3.

Современные теоретические исследования социально-культурной деятельности: проблематика и методологические основы

6

12

18

18

54